(Ретрансляция) Часть 1.a_r_onOctober 15th, 2013
Альберт Шамес mail:felixsh1@zahav.net.il
(Ретрансляция)
Часть 1.
( Достаточно вспомнить знаменитую телеграмму госдепартамента президенту Трумэну о том, что народ, верящий в Б-га, не может признать государство народа, распявшего Христа, — пишет Евгений Сатановский. В том же госдепартаменте США, уже сменились поколения, а вместе с ними вкусы и пристрастия. Теперь они на защите интересов арабов, а евреи, по-прежнему, во всем виноваты! Говорят, что в этом ведомстве неплохие зарплаты, а иначе, я бы заподозрил продажность. Уж больно откровенно, в самих Соединенных Штатах, хозяйничает ислам! – А.Ш.)
07.10.2013
Полгода назад президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский прогнозировал снижение давления на Иран со стороны Запада в связи с результатами президентских выборов в Исламской республике. Евгений Янович говорил также, что не стоит доверять новоизбранному президенту Рухани — несмотря на его обаяние. Сегодня весь мир обсуждает телефонный разговор Рухани с Обамой, а также заявление Биньямина Нетаниягу, сделанное им на сессии Генеральной ассамблеи ООН, о том, что Израиль готов противостоять врагу один на один. О том, в какой степени оправдались сделанные тогда прогнозы и к каким последствиям может привести ситуация, сложившаяся сейчас на Ближнем Востоке, мы снова спросили Евгения Сатановского.
— Госсекретарь США Джон Керри, комментируя потепление отношений с Ираном, высказал, на первый взгляд, позитивную мысль: мир станет лучше, положение на Ближнем Востоке станет более стабильным, если мы сможем удостовериться в том, что Иран действительно сворачивает свою ядерную программу. Что, по-вашему, он имел в виду под словом «лучше»?
— Ничего. Это общая формула, заимствованная из добрых детских сказок: все будут жить долго и счастливо и умрут в один день. Как правило, сбывается только последняя часть. Почему Керри должен что-то иметь в виду? Судя по тому, что происходит на Ближнем Востоке, он — человек, не слишком разбирающийся в региональной политике. Я подозреваю, что он не большой гений, не Киссинджер, не Кондолиза Райс. Чего ради он должен лучше разбираться в отношениях Ирана и Израиля и в реальной ситуации в регионе, чем в палестино-израильском противостоянии или в ситуации с Сирией, где он показал себя фантастическим дилетантом? Керри — госсекретарь США. Если в Америке такой госсекретарь и такой президент — это американская проблема. Это станет проблемой Израиля только после того, как Израиль всерьез начнет относиться к американским рекомендациям.
В свое время иранский шах всерьез отнесся к рекомендациям президента Джимми Картера, и мы помним, чем это кончилось: революцией 1979 года. Та же история с Египтом — к счастью, главнокомандующий и министр обороны Египта, генерал Абдул-Фаттах Халил Ас-Сиси, не прислушался к последним рекомендациям Обамы, и в Египте не произошла египетская исламская революция, к которой все шло. Если Каир в вопросе существования государства поступает так, как надо, а не так, как говорит американский президент, то почему Иерусалим должен вести себя иначе? Тем более, исторически сложилось, что лидеры Израиля всегда вежливо выслушивали рекомендации американцев но поступали так, как обязаны были поступать.
— Обязаны по отношению к кому?
— К своей стране. Зарплату им платят за то, чтобы Израиль оставался на карте, а не для того, чтобы удовлетворять текущие сиюминутные желания госсекретаря или президента Соединенных Штатов Америки. Тем более, если президент настроен крайне антиизраильски, а госсекретарь крайне непрофессионален. Мало ли какие глупости говорят американские руководители? Это ведь не угрожает Америке? Зато Израилю это угрожает.
— То есть платформы, на которой могли бы сойтись текущие политические интересы этих стран, вы не видите?
— Платформы Ирана и Израиля на сегодняшний момент совпадают только по одному вопросу — по земельному: кто кого раньше закопает. Я не понимаю, каким образом можно вести какой-либо диалог, когда одна из сторон находится на платформе уничтожения другой стороны и стирания ее с карты. Она может высказывать это брутально, походя произнося разные глупости, вроде той, что Холокоста не было, или обаятельно улыбаясь, разговаривая на прекрасном английском языке, с огромной симпатией к человечеству и лично к президенту Обаме, как это делает Рухани. Президент Ирана высказался по поводу того, что Израиль — это рана на теле человечества, которую надо залечить. Чего теперь рассуждать о том, что он говорил американцам? Он говорил то, что американцы, по его мнению, должны были услышать.
Ситуация станет разрешима, если Иран снимет тему удара по Израилю ракетами, которыми он фарширует анклавы своих сателлитов в Газе и Южном Ливане, перестанет тренировать нацеленных против Израиля боевиков ХАМАСа, «Хизбаллы» и других ливанских и палестинских подразделений. И вообще перестанет вести агрессивную антиизраильскую кампанию, периодически входящую в террористическую фазу по всему миру, перестанет действовать на уничтожение сионизма. Тогда Израиль перестанет вести антииранскую политику, и лев возляжет вместе с агнцами (или два льва друг с другом), и обнимутся они, и поцелуются, и, наконец, вместе смогут ударить по саудовцам, которые, безусловно, являются врагами и для Ирана, и для Израиля, и для всего светского, что только можно найти на планете. И будет это правильно и хорошо. Но для этого Иран должен вернуться к временам политики шаха. Сможет ли? Это выбор Ирана, это иранская проблема. Не сможет? Значит, в конечном счете, будет большая война, хотят этого американцы или нет. А когда она начнется, будет очень любопытно, каким образом американский президент сможет объяснить своему Конгрессу, своим избирателям, почему он сдал Израиль в угоду мифотворчеству иранского руководства.
— Как, по вашему мнению, отреагирует Обама на предложение некоторых конгрессменов обставить любую возможную встречу с Рухани в будущем двумя предварительными условиями для Ирана: признать право на существование Израиля как еврейского государства и освободить американских граждан, содержащихся в иранских тюрьмах?
— Я не предсказатель, не умею гадать на кофейной гуще, поэтому не имею представления о том, как Обама будет выкручиваться. Он не хочет конфликтовать с Ираном, его это совершенно не волнует, и ядерное оружие его тоже не волнует: по большому счету, оно Америке не страшно. Он прекрасно понимает, что иранская, индийская, пакистанская, какая угодно атомная бомба против Америки направлена не будет, а отношения этих стран с соседями — это их проблемы. Посмотрим, как Обама будет выходить из этой ситуации. Он вообще человек чрезвычайно изворотливый. Хотя при утверждении бюджета это ему не помогло.
Tags: Блог Альберта Шамеса