Свидетельские показания.

Свидетельские  показания.

Незажившая рана: они спаслись от расстрела в Мариуполе, но смогли ли вернуться к жизни?

Владимир Авцен, Алексей Куралех

20 октября 2021

Двадцатого октября 1941 года, 80 лет назад, в посёлке Агробаза неподалёку от Мариуполя начались массовые расстрелы евреев. По разным данным, в те дни погибло от 8 до 15 тыс. человек. Спаслись единицы. Среди них посчастливилось оказаться нашим родственникам — Борису Авцену, его сестре Рахили и брату Исааку, которые в ту пору были совсем молодыми людьми.

В начале октября 1941 года 1‑я танковая армия Клейста, прорвав фронт, окружила в Запорожской области 9‑ю и 18‑ю советские армии, всего около полумиллиона человек. Стало понятно, что Донбасс не удержать. Была объявлена эвакуация. В первую очередь вывозились госпитали, промышленные предприятия, семьи руководящих работников. Евреи были предоставлены своей судьбе. Кто‑то, бросив всё, поспешил уехать любыми путями. А кто‑то остался, не веря советской пропаганде, описывавшей зверства фашистов. Многие ещё помнили немецкую армию образца 1918 года, которая вела себя вполне цивилизованно. Мысль о том, что в середине ХХ века людей будут убивать по национальному признаку, не укладывалась в голове.

Евреи Мариуполя у казармы в центре города. 20 октября 1941

Но выбирать, и то недолго, могли лишь евреи Сталино (как тогда назывался Донецк), Горловки, Краматорска. У мариупольских евреев времени не оказалось. Немцы захватили город 8 октября, когда в исполкоме шло совещание по планам эвакуации. Дальше все развивалось стремительно. Уже 15 октября евреям приказано было явиться к казармам 238‑го полка в центре города для регистрации. Предписывалось взять запас продуктов на четыре дня и ценные вещи. Пустили слух, что евреев отправляют в Палестину, в Иерусалим. Многие, видя начавшиеся притеснения и грабежи, восприняли приказ с облегчением, считая, что хуже уже не будет.

Евреи Мариуполя у казармы в центре города. 20 октября 1941

Евреев продержали в здании полка несколько дней — говорили, что надо дождаться окончания выходных. На самом деле немцы ждали приезда из Бердянска зонде команды 10‑а.

20 октября, в понедельник, евреев собрали у выхода из казармы. Пожилым и женщинам с детьми предоставили грузовики. Остальные пошли пешком. Идти предстояло около восьми километров на восток, к посёлку Агробаза. Там, для обороны от немцев, красноармейцами были выкопаны противотанковые рвы глубиной около шести метров. Благодаря машинам, старики и дети оказались на месте раньше остальных. Их расстреляли первыми. Остальных убивали по мере того, как подходили колонны. Евреев заставляли раздеваться, забирали ценные вещи и подводили к краю рва.

Для зондеркоманды 10‑а это была крупнейшая на тот момент «акция»: убивать за один день столько людей им ещё не доводилось. Под вечер немцы устали, а колонны евреев всё продолжали подходить. Поэтому решено было отложить окончание «акции» на следующий день. Уцелевших евреев, среди которых были Борис, Исаак и Рахиль, загнали в большой колхозный сарай, ворота заперли, ко входу подкатили тяжёлую телегу. На улице выставили охрану из местных полицаев, которые почти сразу перепились.

Ночью запертым в сарае людям удалось отодвинуть приставленную к воротам телегу — немцы по недосмотру поставили ее не поперёк, а вдоль ворот. Образовалась щель, в которую мог протиснуться человек. Удивительно, но большинство приговорённых к смерти остались в сарае. Борис, Исаак и Рахиль оказались в числе тех, кто отважился на побег.

Евреи Мариуполя по пути к месту расстрела в посёлке Агробаза. 20 октября 1941

Рано утром Борис успел зайти домой, взять немного еды и вещей. Брат с сестрой ждали его на кладбище, возле могилы родителей. Там, на кладбище, они поклялись друг другу, что, если спасутся, всегда будут вместе.

Оставаться в Мариуполе было нельзя. Решили идти на север, в Ворошиловград (нынешний Луганск), где тогда стояли наши войска. Шли днём, ночевали в стогах или прямо под открытым небом. Проситься на ночлег в дома боялись — за пойманных евреев немцы обещали награду, а за укрывательство полагался расстрел. Еда быстро кончилась. Спасались тем, что выменивали вещи и взятые с собой ценности на продукты.

В дороге дважды смерть прошла совсем близко. Один раз мимо них на машине проехал немецкий офицер. Он высунулся из окна, закричал: «Юдэ‑юдэ!», махнул рукой и поехал дальше. Второй раз местный мальчишка подвёл к ним здоровенного полицая с винтовкой. Мальчик заподозрил, что оборванные странники — евреи, и захотел положенной награды. Но полицай не признал в них евреев и отпустил. А скорее всего пожалел: характерная внешность всех троих оставляла мало шансов на ошибку.

Евреи Мариуполя по пути к месту расстрела в посёлке Агробаза. 20 октября 1941

Когда линия фронта была уже совсем рядом, Борис, Исаак и Рахиль все‑таки решились попроситься на ночёвку в дом на окраине деревни. Здесь им по‑настоящему повезло: хозяева оказались связаны с партизанским подпольем и помогли переправиться через линию фронта. Но там всех троих едва не расстреляли свои: армейская контрразведка приняла их за немецких шпионов. Никаких документов при них не было, а рассказ о спасении звучал фантастично. Оперативник показал Борису последний номер «Правды», где сообщалось, что все евреи Мариуполя расстреляны фашистами. После всего пережитого погибнуть от рук своих казалось горькой насмешкой судьбы… Но в последний момент их узнал сосед по Мариуполю, который служил в военной части кашеваром: он сумел убедить начальство, что беженцы — свои.

Борис, Исаак и Рахиль сдержали клятву: всю жизнь они прожили вместе, в Мариуполе, в одном доме. Никто из них так и не создал семью. У каждого на то вроде были свои причины. Но, возможно, именно произошедшее с ними в первые месяцы войны оказалось настолько страшным, что жить дальше нормальной жизнью — жениться, воспитывать детей — они уже просто не смогли.

Источник <https://lechaim.ru/events/nezazhivshaya-rana-oni-spaslisy-ot-rasstrela-v-mariupole-no-smogli-li-vernutysya-k-zhizni/>

А  что  сейчас  в  Мариуполе?!

«Новороссия» и «еврейский вопрос»

Самопровозглашённые «республики Донбасса» с момента своего создания прокламируют свой «антифашистский» характер, обосновывают цель своего существования противостоянием с киевским режимом, который лидеры республик считают «нацистской хунтой». Однако повседневная политическая практика этих образований свидетельствует, что «антифашизм» этот носит весьма своеобразный характер.

Если проанализировать идеологический ландшафт «ЛДНР», то охарактеризовать его можно, как «право-левый» синтез, характерный для движений, противопоставляющих себя либерально-демократической парадигме, являющейся базовой для современной «западной», европейской цивилизации.

Для обеих «голов» этой синтетической идеологии в той или иной степени характерен антисемитизм. Левой ипостаси свойственен т.н. «антисионизм», которым болеют многие крайне левые организации в мире – критика государства Израиль и его «международной агентуры», нападки на крупный капитал, представленный еврейскими предпринимателями и банкирами. Сюда же можно отнести сталинистов, в мифологии которых борьба с сионистами, является важным звеном – эта идеология является доминирующей среди украинских и российских коммунистов, Сталин является привлекательным персонажем и для евразийцев – национал-большевиков, активно участвующих в конфликте.

Среди полевых командиров к левой стороне такого синтеза был близок Алексей Мозговой, проводивший в Алчевске слёт «антифашистов» со всего мира. Тот же факт, что незадолго до гибели Мозговой совершил «правый разворот» в сторону русского национал-монархизма, ярко свидетельствует об условности категорий «левого» и «правого» в идеологии сепаратистов, ее постмодернистской природе. Правое крыло представлено русским национализмом в различных ипостасях, с его традиционным антисемитским зарядом – здесь есть и монархисты-черносотенцы, православные клерикалы, младо националисты в духе сайта «Спутник и погром», различные группы национал-социалистов, поклонники конспиролога Старикова, неозычники-родноверы и т.д.

Наличие значительного числа видных деятелей еврейского происхождения в числе сторонников Майдана, типа бывшего губернатора Днепропетровской области и спонсора добровольческих батальонов миллиардера Игоря Коломойского, поддержка украинской революции Западом, в оптике «право-левого» взгляда на мир – контролируемым жидомасонской закулисой, актуализирует вышеперечисленные взгляды.

«Удар по сионистам»

После захвата Славянска группировкой Игоря Стрелкова, сепаратисты начали своё вещание на волнах местного ретранслятора. В первом же выходе в эфир они заявили: «Здесь, из Славянска, мы наносим мощнейший информационный концептуальный удар по библейской матрице… нашим телевещанием по зомбовещению… сионистскому зомбовещанию… сионистский зомбоящик… Вот такие дела, ребята. Здесь, в Славянске, начинается новая история. Славяне к Раме торят путь. Победа будет за нами!» И тут же включили трансляцию лекции конспиролога-неозычника, национал-сталиниста генерала Петрова.

21 мая 2014 года известный командир сепаратистов Александр Можаев, «казак Бабай», в своём обращении призывал Путина «открыть коридорчик» для славян, желающих бороться с угрозой, идущей с Запада – «жидомасонами».

Характерным для пропаганды сепаратистов является классический антисемитский ход, изображение противоположной стороны как находящейся целиком под управлением евреев. А там, где настоящих евреев не хватает, там еврейское происхождение приписывают Президенту Украины Петру Порошенко, премьеру Арсению Яценюку, лидеру «Свободы» Олегу Тягнибоку. Например, в луганской газете «ХХІ век» (от 5 декабря 2014) коммунистка Наталья Максимец, в своей статье называет Порошенко «Вальцманом», а Яценюка – «известным хасидом».

Речь идёт не только о газетной публицистике, но и официальных выступлениях лидеров самопровозглашённых республик, 2 февраля 2015 на совместной пресс-конференции лидер «ДНР» Александр Захарченко и глава «ЛНР» Игорь Плотницкий охотно отпускали антисемитские шутки. Захарченко назвал руководителей Украины «жалкими евреями», которые не могут управлять казацким народом. «Думаю, что Тарас Бульба и Тарас Шевченко неоднократно перевернутся в гробах от таких правителей в Украине», – говорил Захарченко. Плотницкий охотно поддержал «юмор»: «В этом, ютубе там пускай посмотрят, там даже есть песня, «Когда еврейское казачество восстало».

Во время российского пропагандистского вояжа летом 2015 лидер «ЛНР» Плотницкий в лекции в Костромском университете говорил: «И начиная отсюда происходят события, которые выливаются в «Евромайдан». Почему именно «Евромайдан»? Может быть от наций, которые сейчас в своем большинстве возглавляют Украину? Вальцман, Гройсман и много других». При этом Плотницкий заявил, что не имеет ничего против евреев — «как нации, как избранного народа» (типичная оговорка антисемита), однако заметил, что «государство Израиль появились только благодаря тому, что Великая Отечественная война закончилась нашей победой».

«Засланные еврейчики» и «Жиды непонятные»

Антисемитскую риторику лидеры сепаратистов охотно используют и для сведения междоусобных счетов:

Так, один из вожаков «казачьей национальной гвардии» атаман Павел Дремов регулярно в своих воззванияхобзывал «жидом» упоминавшегося выше лидера «ЛНР» Плотницкого, с которым казаки конкурировали за лидерство в регионе. Поддерживал его и вождь казацкого движения Николай Козицын: «Есть выражение «засланный казачок», а у меня есть ощущение, что вы — засланный еврейчик!, – говорил он во время видеообращения 8 февраля 2015 к своему оппоненту, – Который в том числе гадит, гадит и гадит».

Частым антисемитским нападкам подвергается и министр иностранных дел «ДНР» Александр Кофман, наиболее заметный лидер сепаратистов еврейского происхождения, (в своё время успел поработать в сионистском агентстве «Сохнут»).

Вот, например, что говорит о нем, один из боевиков, русский националист-родновер, вынужденный покинуть территорию «ДНР» из-за внутренних разборок (опубликовано в издании «Четвертая власть»): «Ну какой нацизм со стороны Украины? Все, кто там возглавил – Порошенко, Яценюк, Тимошенко – все имеют еврейские корни. И с нашей стороны то же самое – всю гуманитарную помощь контролирует еврей Кофман. В «ДНР» власть захватили жиды – сейчас формируют свою армию. Будут стоять у нас за спиной и стрелять нам в спины, если мы неправильно будем воевать, неправильно устраивать неправильно геноцид».

Сам Кофман в своём интервью еврейскому журналу «Лехаим» грозил карами еврейским деятелям, которые поддержали Майдан:

«Мы, евреи – народ, который больше всех в мире пострадал от нацизма. И вот, претерпев геноцид, спустя каких‑то 70 лет евреи не замечают, что нацизм снова поднимает голову. Да, он не носит антиеврейского характера…То есть это он сейчас не антиеврейский, – антирусский. Тем более обидно, что евреи принимают в этом нацизме самое активное участие. Никогда не мог подумать, что мне будет стыдно за своих соплеменников не только в вопросах экономического свойства, но еще и национального. То, что творят Корбан, Филатов и масса других представителей нашего народа… На мой взгляд, эти люди подлежат безусловному и безжалостному уничтожению».

В другом интервью (журналу «Профиль – Der Spiegel» от 16 февраля 2015) Кофман называет этих деятелей виновниками роста антисемитизма: «Потому что из-за действий Коломойского и Филатова, благодаря всем этим жидобандеровцам, как они сами себя называют, очень сильно вырос градус антисемитизма. Более того, я это регулярно испытываю на себе. В тех же соцсетях, в тех же пабликах, которые за Новороссию. Мировое еврейское сообщество должно в срочном порядке откреститься от этих мерзавцев. Иначе это может привести к непредсказуемым последствиям».

К слову, с командой Коломойского донецкие боевики связывают резонансную провокацию весны 2014 года, когда в Донецке были расклеены листовки, призывающие евреев регистрироваться в комендатуре «ДНР». По стилистике они были похожи на нацистские приказы времён войны. Во всяком случае, сами сепаратисты от этого творчества решительно открестились.

Виртуальная борьба с «вальцманами»

В то же время, несмотря на все обилие антисемитской риторики, сепаратисты опасаются переходить к практике, вполне справедливо опасаясь катастрофических имиджевых последствий.

В эксклюзивном комментарии для «Реальной газеты» руководитель Группы мониторинга прав национальных меньшинств Вячеслав Лихачев отмечает: «Еврей» в пророссийской сепаратистской риторике – это что-то абстрактно-демонизированное, недаром якобы еврейское происхождение руководителей Украины не мешает (в глазах находящегося под влиянием оккупационной пропаганды донецкого обывателя, разумеется) одновременно им быть и фашистами. К конкретным «своим» евреям это имеет косвенное отношение. К тому же, значительная часть еврейского актива, да и просто членов общины, в последний год уехали с территории, захваченной террористами, кто вглубь Украины, кто – в Израиль. Еврейская общинная жизнь затихла, и еврейская инфраструктура не бросается в глаза героическим борцам с «вальцманами». По крайней мере, пока наш мониторинг не фиксирует на территории, контролируемой оккупантами, преступлений, антисемитский характер которых можно было бы утверждать наверняка».

Однако общая атмосфера произвола и всевластия «человека с ружьём» делает возможность подобных проявлений в будущем.

Директор Украинского центра изучения Холокоста «Ткума» Игорь Щупак в интервью луганскому изданию CityNews рассказывал: «Там, где правит автомат Калашникова, нет ощущения безопасности ни у украинцев, ни у русских, ни у евреев, ни у каких других национальностей. В отношении конкретных случаев антисемитской агитации, то сейчас украинофобия нога в ногу шагает с антисемитизмом. Это связано с патриотической позицией, которую заняла еврейская община Украины и ее лидеры. В то же время именно российские фашистские и ультраправые организации, которые «прославились» ксенофобией у себя в стране, импортируют эту идеологию в Восточную Украину… Реакция у евреев такая же, как и других жителей этих регионов – страх. И не столько перед антисемитизмом, сколько перед разгулом криминала. А там, где есть беззаконие, появится и антисемитизм».

Константин Скоркин

Источник <https://vaadua.org/news/novorossiya-i-evreyskiy-vopros>

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s