Блокнот Альберта Шамеса.
Пишет Михаил Маркитанов (mikhael_mark)
2018-11-28 20:33:00
МАРКИТАНОВ Михаил Юрьевич – кандидат экономических наук. Родился в Нижнем Новгороде в 1975 году, живу там же. В 1992 году окончил среднюю школу с серебряной медалью, в 1997 году – Нижегородский Государственный Технический Университет (диплом с отличием). Женат, есть взрослая дочь (neoakowiec).
( Немного о моих убеждениях, на предмет «свой — чужой» )
Чтобы расставить все точки над всеми необходимыми буквами, оговоримся сразу: я
не сталинист;
не коммунист вообще;
не царебожник;
не фашист и не нацист;
не антисемит;
не расист;
не экуменист;
не западник;
не модернист;
не «церковный либерал»;
не еврей;
не профессиональный богослов (на всякий случай предупреждаю);
не военно-исторический реконструктор (к сожалению);
не украинофоб;
не распутинец;
не грознославец;
не единоросс.
Тех, кто это предупреждение будет игнорировать, я буду банить без права на апелляцию.
Кто же я такой? Просто обычный православный христианин, русский патриот и отец семейства. И все мои высказывания так или иначе вытекают именно из этих трёх обстоятельств. Так к ним и прошу относиться.
( Правила блога, ЧИТАТЬ ВСЕМ!!! )
Первый историк Варшавского восстания
Судьбы партизан Армии Крайовой после Великой Отечественной войны сложились по-разному. Те, кто не сложил свою голову в боях с немецко-фашистскими оккупантами и не сгинул в застенках гитлеровских концлагерей, частично рассредоточились по миру и сгинули в эмиграции, частично попали в жернова коммунистического террора, частично, недовольные послевоенными границами Польши, подались в «проклятые солдаты». Но были и те, чья судьба в послевоенной Польше сложилась относительно благополучно. Причём нельзя сказать, что эти люди в чём-то погрешили против идеалов своей военной юности. К последней категории относится герой нашего сегодняшнего рассказа.
Партизан Армии Крайовой Адам Юзеф Боркевич
Адам Юзеф Боркевич (1896 — 1958) — офицер Войска Польского, партизан Армии Крайовой (позывные — «Лещинский», «Полесский»), военный историк.
Родился 17 марта 1896 года в г. Бонькова-Гура. Учился в гимназии Войцеха Гурского в Варшаве. Состоял в подпольных польских патриотических организациях до Первой Мировой войны, принимал участие в Первой Мировой войне на стороне Австро-Венгрии в составе Польских легионов. В 1918 году вступил в Войско Польское. Руководил разоружением немецких войск в Коле. В 1919 году окончил Школу Подхорунжих пехоты, после чего выполнял функции инструктора в Подофицерской школе в Демблине. В качестве командира взвода, а затем — командира роты принимал участие в Польско-Большевистской войне, был дважды ранен. В межвоенный период дослужился до полковника.
Начало Второй Мировой войны Боркевич встретил в качестве офицера штаба обороны Львова. После поражения Польши эмигрировал в Венгрию, однако впоследствии вернулся на Родину и перешёл на нелегальное положение. С 1941 года Боркевич состоял в рядах ЗВЗ, а затем — Армии Крайовой. Был членом главной комендатуры АК, руководил восточным подокругом Варшавского обшара АК. Его подокруг охватывал земли на левом берегу Вислы.
Боркевич принимал участие в Варшавском Антифашистском восстании. С 12 августа издавал ежедневную повстанческую газету «Баррикада» в южных кварталах Средместья, а после объединения с журналом «Варшава сражающаяся» стал главным редактором повстанческого журнала «Баррикада — Сражающаяся Варшава». В числе немногих АКовцев сумел покинуть город после капитуляции восстания.
После поражения восстания генерал Леопольд Медвежонок-Окулицкий поручил Боркевичу руководство историческим отделом в структурах АК. Боркевич занимался обобщением и описанием опыта Сентябрьской кампании и Варшавского Антифашистского восстания. С ноября 1944 года Боркевич официально состоял руководителем исторической секции в Бюро Информации и Пропаганды Главной Комендатуры АК.
В июне 1946 года Ликвидационная Комиссия АК поручила Боркевичу сбор и обработку материалов по истории АК, передав ему 29 томов документов. Большая часть этих документов была утрачена в 1949 году в результате коммунистического террора — их конфисковали, а часть этих документов стала основанием для обвинительного акта против дочери Боркевича Анны — инвалида войны, сражавшейся в рядах батальона «3оська». Девушка получила 7 лет тюрьмы за «прославление АК, наносившее ущерб репутации Армии Людовой». И лишь тяжёлое состояние здоровья позволило ей выйти на свободу в 1953 году.
После прихода к власти в Польше Владислава Гомулки началась первая волна реабилитации бойцов АК. Этот период снова выдвинул Адама Боркевича на роль историка. В 1957 году он опубликовал свой монументальный труд «Варшавское восстание. Краткое описание боевых действий». Таким образом, Боркевич стал первым историком, исследовавшим тему Варшавского Антифашистского восстания. Скончался партизан и учёный 29 декабря 1958 года после тяжёлой болезни и был похоронен в Варшаве на Воинском кладбище на Повонзках.
Метки: Армия Крайова, Вторая Мировая война, Неизвестных героев не бывает, Польша
промо mikhael_mark Червень 5, 12:24
16
Разместить за 10 жетонов
Обращение к православным друзьям
Хотелось бы обратиться ко всем православным читателям моего журнала, прежде всего — к моим православным друзьям. В свете недавнего Дня Защиты Детей давайте сделаем то, что каждый из нас вполне способен сделать. Политика Кремля, к сожалению, не в нашей власти, митинг с требованиями ввода…
Добавить комментарий — 0.
(Неправда! Отозвался некий Альберт Шамес, который, за всю свою практику в Интернете — ни одного оппонента не заблокировал, а иначе зачем обращаться к миллионной аудитории, где всегда можно найти единомышленника или нарваться на словоблудие и прочую мерзость. Но, у блогера преимущество. Это он выбирает, отвечать или нет… А вы ответили, оценили меня, как идиота и сразу заблокировали мой ответ. Это уже, трусливый ход человека, не способного отвечать за качество своего продукта, отправленного в эфир.
Что меня удивило в вашей статье? Так это, о «Первом историке Варшавского восстания», который был офицером Армии Крайовой?! Ведь эту тему, в Польше, долгие годы прятали в густой тени, ибо гордиться было нечем! Весь мир знает о Варшавском гетто, где восставшие евреи, предпочли умереть в бою, а не в нацистской душегубке, в то время, как восстание, начатое Армией Крайовой, оказалось — заведомой авантюрой:
«В середине июня 1944-го гитлеровцы предложили провести переговоры с командующим АК генералом Бур-Коморовским. Встреча состоялась в том же месяце в предместье Варшавы, в Юзефове. На ней представитель германского командования гауптштурмфюрер П. Фукс сообщил Бур-Комаровскому, что немцы обладают достаточно полными сведениями о подготовке и дате начала восстания в Варшаве и предложил ему отказаться от этой затеи во избежание жертв и разрушения города. Напомним, что к этому времени командиры АК уже договорились, в принципе, о «мирном сосуществовании» с гитлеровскими оккупантами (еще одно доказательство тому – протокол переговоров от 13 февраля 1944 г. представителей германской военной разведки с майором Кржижановским (псевдоним – Волк), перехваченный оперативной группой разведчиков, заброшенных в немецкий тыл, из которого следовало, что немцы согласны на существование польских вооруженных сил численностью несколько тысяч человек в обмен на неприменение ими оружия против германских солдат).
Первого августа поляки подняли восстание против заранее хорошо укрепившихся немцев. Хотя гитлеровцы воевали с восставшими два месяца, они не сняли с фронта ни одной воинской части, управляясь силами гарнизона. А Красная Армия помочь восставшим не могла – потери 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов за август, когда они пытались пробиться к Варшаве, составили 289 тысяч 386 человек. На подступах к столице Польши они были остановлены перегруппировавшимися немецкими частями. Но Бур-Коморовского это не остановило.
(Неужели, руководство АК рассчитывало разоружить немецкий гарнизон и удержать Варшаву до высадки десанта из Великобритании, а если придут советские войска, то в столице Польши уже будет польская администрация, и встретит Красную Армию, как хозяйка — освободительница своей страны? Но заказ на чудо, для «стратега» Бур-Коморовского, так и не пришло! — А.Ш.)
Он так боялся освобождения Варшавы Советами, в начале августа, что кинул под немецкий огонь — цвет Варшавы, молодых и не обученных патриотов. А потом начал переговоры с немцами о капитуляции, которую подписал 2 октября. Он же запретил отрядам АК — прорываться на другой берег Вислы, где стояли советские войска, а сдаться немцам и сдать им все оружие. Прорыв, который был фактически подготовлен на ночь с 2-го на 3-е октября, так и не состоялся. А вот отряды «Армии Людовой», принимавшие участие в восстании и не подчинявшиеся АК, сумели, пусть и с потерями, прорваться за Вислу.
Кстати, и в этих условиях войны с гитлеровцами «Армия Крайова» не переставала убивать тех, кто мог бы воевать с нею бок о бок. Из донесения лейтенанта Колоса И.А. (псевдоним «Олег»), находившегося среди восставших для связи с Советским командованием: «Боевая подпольная организация «АК», так называемая «ПКБ», проводила ярко выраженную националистическую политику. Все украинское население, оставшееся в городе, было вырезано или расстреляно. Силами «ПКБ» также были уничтожены остатки евреев, которых не успели уничтожить немцы. «ПКБ» проводила специальные облавы на русских военнопленных, вырвавшихся из немецкого плена…»
Итоги восстания оказались плачевны – в Варшаве погибли 200 тысяч поляков, из них около 16 тысяч – непосредственно повстанцы. В плен к гитлеровцам попали более 17 тысяч участников восстания. Все оставшееся население польской столицы было вывезено из города. Не менее 87 тысяч человек из них были угнаны в Германию. Гитлеровцы приступили к методичному уничтожению Варшавы, которое было остановлено лишь 17 января 1945-го, когда город освободила Красная Армия.
И, знаете, что еще очень интересно? Как вы думаете, что стало предметом самого ожесточенного торга на переговорах о капитуляции со стороны командования АК? Думаете, судьба мирного населения столицы? Ошибаетесь. Гарантии жизни для рядовых участников восстания? Тоже мимо. Самым главным пунктом торгов со стороны АК — стала просьба немецкому командованию сохранить сабли сдающимся в плен польским офицерам.
Панове шляхта. Что им холопы? Панам офицерам не до быдла.
Армия Крайова и евреи во время войны.
Формально Армия Крайова была вооружёнными силами правительства Польши, которое стремилось помогать евреям. В штабе Армии Крайовой существовал еврейский отдел. Это было декларировано перед «цивилизованным миром» польским правительством, в Лондоне. Но, как говорится Лондон далеко…И как АК «помогала» евреям в Польше и какими были «братьями по оружию» в борьбе с немецкими нацистами.
В большинстве случаев отряды Армии Крайовой занимались убийством евреев, которым удалось не попасться немецким нацистам. С еврейскими партизанами они воевали. В грубом приближении, от рук АК и подчиненных ей сил погибло столько же евреев, скрывавшихся в лесах, сколько и от рук нацистов. Изредка, однако, еврейским партизанам удавалось сотрудничество и с АК. Например, еврейский отряд в Стажевском лесу под Миньском-Мазовецким пользовался поддержкой местного отряда АК. По некоторым свидетельствам, командир этого отряда Возняк попросту не выполнил приказа сверху об уничтожении еврейского отряда. В 1941-1942 гг. командование АК призывало население не помогать евреям, пытавшимся спастись от нацистов.
Приказ № 116 нового командующего АК генерала Бур-Коморовского от 15 сентября 1943 года был истолкован местными командирами как приказ подавлять еврейские отряды:
«Хорошо вооруженные банды бесцельно шатаются по городам и деревням, нападают на имения, банки, торговые и промышленные предприятия, дома и фермы. Грабежи часто сопровождаются убийствами, которые совершаются советскими партизанами, скрывающимися в лесах, или просто разбойными бандами. В нападениях принимают участие мужчины и женщины, особенно еврейки. <…> Я уже издавал приказ местным командирам в случае необходимости применять оружие против этих грабителей и революционных бандитов».
Хотя в период подготовки восстания в Варшавском гетто между руководством АК и боевой организацией евреев было заключено соглашение о сотрудничестве, которое как будто должно было оградить отряды ЕБО от нападений АК, оно сплошь и рядом нарушалось.Сотрудничество Армии Крайовой с остатками варшавской ЕБО стало менее тесным после ареста командующего АК Стефана Ровецкого. Его преемником стал генерал Комаровский («Бур») — антисемит. «По окончании боев в гетто, — писал командующий ЕБО Ицхак Цукерман Комаровскому — мы бесчисленное количество раз обращались за помощью ради спасения уцелевших бойцов. Нам не дали проводников по каналам, отказали в квартирах в Варшаве, не дали автомашин для вывоза бойцов за город».
Когда в 1944 г. вспыхнуло Варшавское восстание, уцелевшие евреи повсеместно приняли в нем участие. Это неоднократно отмечают авторы воспоминаний о восстании — солдаты и офицеры АК и ГЛ. 3 августа 1944 г. Цукерман отдал приказ всем членам ЕБО (в живых осталось всего десять человек) немедленно примкнуть к польским повстанцам. Однако через сутки выяснилось, что АК не допускает их в свои ряды, и бойцы ЕБО присоединились к отрядам Гвардии Людовой (ГЛ).
Партизанский отряд евреев, бежавших из ченстоховского гетто под командой Ханыза и Гевирцмана, подвергался постоянным нападениям АК. В сентябре командир послал группу – четырех евреев, русского и двух поляков – отбить у немцев скот, сданный крестьянами. На группу напали члены АК и всю расстреляли. Инцидент положил начало войне АК против отряда Ханыза и Гевирцмана. В конце 1943 года, когда часть группы Гевирцмана находилась в доме крестьянина, дружественного отряду, дом окружили солдаты АК. Они избили евреев и сдали их немцам.
В рабочем лагере для евреев в городе Островец Свентокшиски, на востоке Келецкого воеводства, также была организация Сопротивления. Раздобыв 12 пистолетов, организация устроила побег группе из 17 человек с заданием вступить в АК. Поляки дали беглецам землянку и обучали их обращаться с оружием. Однако в феврале 1943 года, когда эти семнадцать должны были принести присягу, поляки, подчиняясь приказу свыше, открыли по ним огонь. Только двое из евреев спаслись бегством, остальные были убиты.
В Варшавском воеводстве, в лесах в районе Вышкува возникли еврейские партизанские отряды. Наиболее значителен был отряд им. Мордехая Анелевича, состоявший из бывших участников восстания в Варшавском гетто.
Вышкувские леса были давнишней базой АК. И хотя между руководством АК и руководством ЕБО в Варшаве было заключено соглашение о сотрудничестве, оно мало повлияло на поведение отрядов АК по отношению к еврейским партизанам. Прежде всего, АК вела антиеврейскую пропаганду среди крестьян, и это сразу отразилось на снабжении отряда им. Мордехая Анелевича продовольствием. Фактически, для отряда началась война на два фронта – против немцев и против польских партизан правого лагеря.
Под Вышкувом отряд им. Мордехая Анелевича был поделен на три команды. Вскоре в бою с отрядом АК одна команда была истреблена. Жалоба в Варшаву штабу АК оказалась безрезультатной. Вторая команда отряда успешно пустила под откос немецкий воинский состав. Немцы устроили карательную операцию, в которой и вторая команда была разбита, а уцелевшие примкнули к третьей – команде Подольского. Значительная часть команды Подольского погибла в боях с НСЗ, другая часть вернулась в Варшаву, третья примкнула к советским партизанам.
В 1943 году в Ивенецком районе отряд подхорунжего 27-го уланского полка Столбцовского соединения АК Здислава Нуркевича (псевдоним «Ночь»), который насчитывал 250 чел., терроризировал мирных жителей и нападал на партизан.
В ноябре 1943 г. жертвами конфликта между советскими партизанами и уланами Нуркевича стали 10 партизан-евреев из отряда Шолома Зорина. В ночь на 18 ноября они заготавливали продукты для партизан в деревне Совковщизна Ивенецкого района. Один из крестьян пожаловался Нуркевичу, что «жиды грабят».
Бойцы АК окружили партизан и открыли огонь, после чего увели 6 лошадей и 4 повозки партизан. Партизан, которые пытались вернуть имущество крестьянам, разоружили и после издевательств расстреляли. В ответ 1 декабря 1943 г. партизаны разоружили отряд Нуркевича.
После войны.
К середине шестидесятых годов количество проживающих в Польше евреев было менее одного процента от их довоенного количества, то есть около 35 тысяч человек. Но в 1968 году, остававшиеся евреи были изгнаны из страны… После ухудшения отношений с Израилем, антисемитизм в Польше вспыхнул с новой силой.
Первый секретарь ПОРП Владислав Гомулка в марте 1968 года обвинил евреев в организации студенческих волнений. Он заявил, что речь идет о «сионистском заговоре», и фактически распорядился начать новые преследования евреев. Перед евреями встала необходимость выбора: эмигрировать, либо полностью отказаться от национальной, культурной и религиозной идентичности. В 2002 году в Польше насчитали в перепись всего 1133 еврея…
В войну фашистами в Польше было казнено свыше 2 тысяч человек, спасавших евреев или помогавших им.
(Но тех, что выдавали евреев — просто не счесть! В стране осталось 1133 еврея, а было почти три миллиона. А тех, что выжили и вернулись — уже не ждали. Ведь их квартиры и прочую собственность разобрали, либо соседи, либо государство. А компенсация тянет на миллиарды в долларах. Так разве ни проще — убить или изгнать евреев, а с Израилем поссориться, и не вести переговоры о задолженностях. — А.Ш.)